ИТ в здравоохранении: тема разгоняется в России

ИТ в здравоохранении: тема разгоняется в России

В современной практике диагностики макро- и микроэлементов в организме человека приняты методы его определения в цельной крови, моче, волосах, слюне, зубном дентине и костной ткани. В последнее время все больший интерес представляет исследование волос для выявления состояния обмена микроэлементов в организме.


Приоритетным направлением внедрения ИТ в сфере здравоохранения должна стать полноценная информационная поддержка врача, а не автоматизация административных функций. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения 20% врачебных ошибок происходит из-за отсутствия и невозможности оперативного получения необходимой информации. В России этот процент, по-видимому, существенно выше.

«В Европе основные акценты делаются на информационную поддержку врача, на создание новой информационной среды его деятельности, потому что именно это позволяет повысить качество лечения, его доступность, — отметил Андрей Столбов , заместитель директора МИАЦ РАМН, выступая на заседании круглого стола „Законодательное обеспечение развития информационных технологий в медицине. Настоящее и будущее“. — Прежде всего, мы должны ориентироваться на врача. 20% врачебных ошибок, по данным Всемирной организации здравоохранения, совершаетсяиз-занеполноты данных у врача,из-заотсутствия возможности оперативного получения информации». Как отмечали другие участники круглого стола, мировые аналоги таких информационных ресурсов на национальных языках заинтересованных стран давно созданы и доступны всем желающим.

«Ничего не надо выдумывать, — считает директор НИИ пульмонологии Александр Чучалин . — Все уже разработано и апробировано — надо только создать русскоязычный аналог существующих систем». Так, европейскаяинформационно-справочнаясистема «Anatomy Atlas», продемонстрированная участникам круглого стола, позволяет современному врачу в кратчайшие сроки получить всю необходимую информацию, проконсультироваться по спорным вопросам. В ней собраны подробные описания клинических картин болезней, которые позволяют точно и быстро поставить диагноз пациенту.

Напомним, что в 2005 г. кардинально изменился статус здравоохранения в России. На реализацию национального проекта «Здоровье» выделяются значительные денежные средства, в том числе и на внедрение современных информационных технологий: в 2005 г. на обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью — 16,7 млрд рублей, на развитие первичной медицинской помощи — 71,1 млрд рублей, — тогда как ранее эта социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. Но первостепенный эффект реализации национального проекта «Здоровье» должен заключаться в повышении уровня медицинского обслуживания населения России, а не в автоматизацииадминистративно-хозяйственнойдеятельности Минздравсоцразвития и подведомственных ему организаций. В России в подавляющем большинстве случаев отсутствуют как профессиональныесправочно-информационныемедицинские ресурсы европейского уровня, так и онлайновые системы продолжения и повышения качества образования и знаний медицинских работников в целом.

«Очень много можно говорить о преимуществе нашей системы образования, но стоит обратить внимание и на зарубежный опыт. По окончании западного вуза, получив квалификационный диплом, врач записывается на сертификационные курсы в области компьютеров и информационных систем, где он учится владеть современными глобальными информационными системами, и на юридические курсы, осваивая правовой аспект своей деятельности. Без этого врач работать сегодня не может», — отмечает Александр Чучалин.

Положительным примером может служить опыт Московской медицинской академии (ММА) им. И. М. Сеченова, на базе которой создается электронная библиотека справочной и учебной литературы, но она пока доступна лишь студентам и преподавателям этой академии. «В настоящее время по 25 дисциплинам создана электронная библиотека, которая обеспечивает всем необходимым материалом: лабораторные работы, учебники, тесты. В наши планы входит укомплектовать нашу библиотеку материалами по всем 160 изучаемым в медицинской академии дисциплинам», — отмечает Борис Логинов , директор Центральной научной медицинской библиотеки ММА им. И. М. Сеченова. В других единичных медицинских вузах также ведется аналогичная работа.

Источник



Все права защащены, Виамакс (с) 2008